Древнее государство Шанг-Шунг
О царстве Шанг Шунг
Шанг Шунг — очень древнее название, связанное с историей Тибета.
В наши дни многие люди верят в то, что зарождение тибетской культуры связано с приходом буддизма в Тибет из Индии. Это произошло в VII веке н.э., в эпоху правления Сонгцена Гампо. Но было бы неверным считать, что до появления буддизма в Тибете не было собственной истории и культуры. Истинные корни тибетской культуры лежат в глубокой древности и насчитывают около 4000 лет.
До распространения буддизма в Тибете была очень древняя религия Бон. Она существовала задолго до возникновения царства Тибет. Изучение истории религии Бон важно именно потому, что она позволит нам узнать историю царства Шанг Шунг.
В истории Тибета часто говорится о шести изначальных братьях. Эти шесть братьев основали Западный Тибет, Центральный Тибет, Восточный Тибет, Северный Тибет и Южный Тибет. Один из этих народов, населявший Западный Тибет, называемый кьюнг (khyung) в современном тибетском языке и шунг (shung) на наречии Западного Тибета, достиг наибольшего развития. Это случилось благодаря жившему в добуддийский период в Западном Тибете учителю Тонпа Шенрабу (Tonpa Shenrab), считавшемуся первым учителем Бон. Кроме обучения астрологии, медицине и другим дисциплинам, он разработал первую письменность, которой до него не существовало. Эта письменность или язык считается языком Шанг Шунга. Он называется мар (mar), что переводится как «божественный», «пришедший с небес». Его считают священным, божественным языком.
Государство Шанг Шунг стало очень влиятельным царством. Мы знаем о восемнадцати царях Шанг Шунга, но между первым и последним из них существует большой пробел. В действительности, мы не знаем ни имен многих из правителей Шанг Шунга, ни их деяний, но с уверенностью можем сказать, что официальной религией царства был Бон. И в течение всего этого времени традиция духовных учений Бон развивалась, также как и культура, связанная с учениями Тонпа Шенраба.
Вся территория современного Тибета располагалась на территории этого царства, а его столица находилась в районе горы Кайлаш. Столицей Шанг Шунга был Кьюнг Лунг (Khyung Lung).
То, что нам известно об истории Тибета, относится, в основном, к Центральному Тибету. Даже современные исследователи склонны к изучению данной области и пренебрегают исследованием того места, где находилось царство Шанг Шунг. Этот регион фактически не известен и не исследован, и поэтому почти никто ничего не знает об этом царстве. Те, кто интересуется, могут найти некоторую информацию в книгах по традиции Бон.
Царство Шанг Шунг является не только исторической реальностью, но и колыбелью тибетской культуры.
Шанг Шунг традиционно подразделялся на три крупных региона:
- Гопа (Gopa) (Внешний Шанг Шунг) — что соотносится с современным Центральным и Восточным Тибетом.
- Пуг Па (Phug pa) (Внутренний Шанг Шунг) — охватывал район в трех месяцах пути на запад от Кайлаша и включавший в себя 32 района.
- Бар Па (Bar pa) (Центральный Шанг Шунг) — соответствует современному региону Нгари, или Западному Тибету (где находится проект археологического парка), который включал в себя три района Марьюл (Maryul), Гуге (Guge) и Фуранг (Phurang).
На самом деле ученые знают очень мало о королевстве Шанг Шунг и его реальном географическом положении. Однако явные упоминания о нем могут быть найдены в древних тибетских текстах. Вся территория, большая она была или маленькая, задокументирована в археологических, геофизических или геоморфологических исследованиях. Судя по последним международным конференциям и съездам ученых, существует серьезный интерес научного сообщества, включая китайское, к реконструкции исторической мозаики королевства Шанг Шунг и в освещении наиболее древних этапов тибетской истории.
Существуют обширные литературные доказательства существования королевства Шанг Шунг. Прежде всего, это документы Дунь Хуана (Tun Huang) и тексты Бон. Однако лишь точные археологические исследования смогут дать ключи к загадке существования королевства, его размерах и периодизации. Согласно реконструкции, проведенной профессором Намкаем Норбу по существующим памятникам письменности, история королевства Шанг Шунг уходит корнями ко второму тысячелетию до н.э. Но мы все еще не имеем конкретных доказательств аутентичной истории древнего Тибета. Только археологические исследования могут, в конечном счете, сделать уникальный вклад в реальное понимание ранних периодов тибетской истории.