Тибетская медицина
Институт Шанг-Шунг и тибетская медицина
Институт Шанг-Шунг основан Чогьялом Намкаем Норбу, тибетским ученым и учителем Дзогчена. Одним из наивысших приоритетов Института Шанг-Шунг в США является сохранение существующего тибетского медицинского знания, а также восстановление аспектов традиции, которая была утрачена. Чтобы осуществить эту цель, Институт Шанг-Шунг со времени своего торжественного открытия в 1994 г. разрабатывает учебные программы по тибетской медицине, архивирует все занятия и работает над переводами.
Так, студенты со всего мира участвовали в трехгодичном Курсе подготовки под руководством Д-ра Тхубтена Пунцока, в обучении тибетскому массажу Кунье и в сопутствующих курсах по особым темам под руководством Д-ра Пунцог Вангмо, в дневном факультете в резиденции Института с 2001 г. По случаю, Институт предлагает курсы по другим взаимодополняющим дисциплинам. Равным образом строгая распланированная программа существует в других центрах Шанг-Шунга по всему миру.
Начиная с осени 2005 г., Институт Шанг-Шунг в США начал реализацию вновь разработанной четырехлетней программы под управлением Д-ра Пунцог Вангмо, которая близко соответствует обучению традиционного тибетского врача и которая завершается практикой (интернатурой) под наблюдением специалиста и выпускными экзаменами. В настоящее время имеются всеобъемлющие учебные программы по тибетской медицине и астрологии, которые предлагаются в Тибете, Индии, Ладдаке и Сиккиме.
За последние несколько десятилетий западные люди все больше заинтересованы во включении целостных медицинских практик Востока в свою собственную практику и исследования. В силу политических и культурных причин тибетская медицина, одна из старейших и богатейших азиатских медицинских традиций, по большей части существовала за пределами внимания Запада. Для восполнения этой потребности Институт Шанг-Шунг выделил свои ресурсы на разработку первой всесторонней учебной программы на английском языке.
Тибетская медицина, известная как «Сова Ригпа», является древней формой природной медицины, свойственной тибетскому народу, которая практикуется и поныне по всему Тибету, гималайским регионам, Индии, Монголии, Сибири и в Западном мире - везде, где живут тибетцы в изгнании. «Сова Ригпа» считается самым важным из десяти тибетских предметов изучения. На протяжении многих веков она приносила пользу людям Тибета и окружавших его регионов. Это уникальное знание содержится в тысячах текстах, написанных на тибетском языке, но, главным образом, в четырех медицинских тантрах или rgyud-bzhi. С древних времен и поныне эти четыре медицинских тантры составляют первостепенные учебные тексты для обучения тибетских врачевателей.
Тибетская медицинская система это сложный синтез, разработанный за тысячелетия, который вобрал в себя как аборигенную тибетскую культуру, так и элементы других традиций, таких как греческая (через Персию), аюрведическая (из Индии) и китайская системы. Объединив их с уже окрепшей добуддийской культурой древней тибетской цивилизации, известной как Шанг-Шунг, Сова Ригпа процветала в атмосфере межкультурного диалога с ведущими врачевателями Индии, Китая, Непала, Византии и Персии, которые путешествовали в Тибет уже в начале 7 века. Этот обмен привел к появлению великолепного корпуса накопленного знания, непревзойдённого по своей глубине понимания и сохранившегося до наших дней в рамках обширной литературной традиции, которая до недавних времен была неизвестна за пределами Тибета. За века люди, практикующие тибетскую медицину, научились диагностировать, различать и классифицировать заболевания и влияния внешних факторов, таких как время, провокации и нарушения равновесия в диете и поведении. Они проводили исследования и разработали принципы лечения физических и умственных расстройств и недугов.
Эта эволюция также привела к появлению обширной фармакопеи лекарственных растений, произрастающих в Гималаях, которые были идентифицированы, собраны и обработаны в соответствии с древними рецептами, а также к появлению прочих разновидностей внешней терапии, таких как Кунье (тибетский массаж), прижигание и кровопускание. Уникальной чертой тибетской медицины являются ее философские воззрения, основанные на буддизме, в которых отношение между телом и умом взаимосвязано со всеми явлениями. Это целостное воззрение одушевляет тибетскую медицинскую традицию, которая применяет утонченные методы диагностики по пульсу и осмотру мочи для определения системных расстройств – как умственных, так и физических.
Уже в 6 веке до н.э. Будда, давая учение, использовал болезнь в качестве главной метафоры страдания и исцеление – в качестве первостепенного намерения буддийского пути для освобождения существ от неведения, источника всех страданий. Это философское воззрение буддизма пронизывает все аспекты тибетской культуры, включая тибетскую медицину, которая продолжала развиваться в соответствии с учениями Будды на философском основании, богато насыщенном знанием и не присущем другим национальным целительским традициям. Таким образом, тибетская медицинская система развилась в утонченный корпус знания, который охватывает умственные и духовные факторы, а не просто физические, в диагностике и лечении заболеваний, и содействии благополучию и здоровой уравновешенной жизни. В ответ на нужды и возможности различных людей Институт «Шанг-Шунг» разработал несколько вариантов курсов, описание которых приводится ниже.